Новости
23.07.2024 | Одобрение поставили на минимум
Микрофинансисты закрутили гайки в части выдачи займов первичным клиентам. С одной стороны, это влияние жесткой политики регулятора, с другой, на рынок МФО пришли новые, но уже закредитованные банковские клиенты. Участники рынка считают, что могут продолжить снижать уровень одобрения для новых клиентов, эксперты сомневаются, что в этом случае они смогут поддерживать доходность бизнеса, поскольку база проверенных клиентов будет постепенно сокращаться.
Крупнейшая саморегулируемая организация на рынке МФО — СРО «МиР» проанализировала статистику одобрений по займам в первом полугодии 2024 года. Согласно ей, в сегменте коротких займов до зарплаты (Pay day loans, PDL) уровень одобрения первичным клиентам во втором квартале снизился по сравнению с первым с 22% до 19%, на уровне 22% этот показатель был и во втором квартале 2023 года. Одобрение вторичным клиентам в сегменте займов до зарплаты, напротив, выросло во втором квартале на 89%, против 84,6% в первом квартале 2024 года. В сегменте среднесрочных займов (Installment loans, IL) уровень одобрения первичным клиентам во втором квартале составил 20% (годом ранее 26%), против 23% в первом квартале текущего года. По вторичным клиентам IL почти не изменился — 71% против 70% кварталом ранее.
Опасаясь чрезмерных рисков дефолтов в части клиентов, в чьей платежеспособности МФО до конца не могут быть уверены, они держат одобрения первичным клиентам на минимальном уровне, поясняют в СРО «МиР». «В текущих реалиях МФО в большей степени доверяют повторным клиентам,— продолжают там.— Консервативная политика в части одобрений позволяет удержать портфель на качественном уровне». Согласно статистике СРО «МиР», по итогам первого квартала доля просроченной задолженности за последние несколько лет достигала своего исторического минимума — 34,9%. На динамику уровня одобрения могло оказать влияние маневрирование накануне очередного ужесточения МПЛ с 1 июля, полагает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
Такая политика позволяет МФО оставаться прибыльными даже в условиях регуляторных ограничений. По данным ЦБ, совокупная чистая прибыль МФО в стране в прошлом квартале выросла на 7,7% относительно показателя годом ранее, до 14 млрд руб. «При этом динамика финансового результата была неоднородной по компаниям, и распределение прибыли по отрасли остается неравномерным»,— отмечали в ЦБ. Данные о прибыли МФО за второй квартал пока недоступны.
Участники рынка намерены и далее снижать уровень одобрения первичным клиентам.
«Уровень одобрений первичным клиентам действительно кратно снижается. Это результат консервативной политики МФО, направленной на минимизацию риска дефолтов, на фоне снижения маржинальности рынка и роста требований регулятора,— говорит управляющий директор МФК ‘Лайм-Займ’ Олеся Киселева.— На наш взгляд, мы еще не достигли абсолютного минимума». Рост качества портфеля позволяет компании сохранить маржинальность бизнеса на достаточном уровне даже в условиях постоянного изменения регулирования в сторону ужесточения, добавляет директор по рискам «Джой Мани» Мария Копыловская. «Некоторое снижение уровня одобрения по PDL и IL-займам во втором квартале — это адекватное решение МФО на фоне усиливающихся требований к учету долговой нагрузки,— отмечает гендиректор ПАО МФК ‘Займер’ Роман Макаров.— На наш рынок пришли заемщики новой категории — это банковские ‘отказники’, как правило, уже имеющие крупные кредиты. Каждый второй заемщик МФО является и заемщиком банка тоже, поэтому доля отказов по заявкам новых клиентов на займы растет и будет расти далее, если требования продолжат ужесточаться». Согласно статистике «Займера», новые клиенты всегда закредитованы больше, чем постоянные, добавляет он.
Пролонгация ссуд МФО достигла трехлетнего минимума
Однако МФО не смогут тотально отказывать первичным клиентам и будут искать варианты большего взаимодействия с ними, так как сегмент вторичных клиентов иссякаем в силу особенностей бизнеса МФО, уверен партнер экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. МФО по-прежнему заинтересованы в новых выдачах, но в силу регулятивных особенностей рынка они вынуждены быть более осторожными, заключает эксперт. Отказываться от работы с новыми клиентами тоже нельзя: именно они формируют базу для роста бизнеса в будущем, говорит гендиректор Webbankir Андрей Пономарев.
← Назад к новостям